Версия для слабовидящих
Разгуляева Марина Геннадиевна

Должность: учитель-логопед

Награды и почетные звания: Награждена почетной грамотой комитета по образованию администрации МО Богородицкий район, 2006 г.

Уровень образования: высшее профессиональное

Квалификационная категория: высшая

Общий стаж: 31 год

Стаж работы по специальности: 30 лет

Дополнительная информация:

 

СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

 


 Рекомендации родителям 

 

 

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и специалистов ДОУ

изображение


 

"Что такое логопункт?"

 

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи (ФФНР) и общим недоразвитие речи (ОНР). Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь детям, имеющим нарушения речи в условиях детского сада общеразвивающего вида. Занятия с такими детьми проводятся на логопункте ДОУ.

Что же такое логопункт?

Логопедический пункт (сокращенно "логопункт") - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:

·         формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

·         коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

·         своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

·         привитие детям навыков коммуникативного общения;

·         решение задач социального и речевого развития.

В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей для логопедической работы в течение года на ставку учителя-логопеда в детском саду составляет 25 человек. В первую очередь в список включаются дети шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются дети пятилетнего возраста.

Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия кратковременные (20 мин.), 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы, а также те, кто не закончил занятия с логопедом.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

·         нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР;

·         фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР;

·         ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР - не резко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.

 

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Фронтальные (с группой детей) - 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые - 2 или 3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут.

Цель индивидуальных логопедических занятий - коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

изображение


 


 

"РЕЧЕВАЯ ОШИБКА ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ?"

 

 

            Если внимательно прислушаться к детской речи, можно заметить множество «новых» слов, которые не могли быть заимствованы от взрослых: «правдун», «медляк», «гусъя кожа», «плохайка» и др. Появление таких слов в речи детей называют словотворчеством.

 

            Что же представляет собой эта удивительная способность детей?

 

            Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н.Ушаковой, которая выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.

 

Первый способ — часть какого-нибудь слова используется ими как целое слово («Мы лепили-лепили, и получилась лепъ», «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах»!). Начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Взрослые говорят: лепим, слеплено и т.д. — ребенок же выделяет ударный слог «леп», и получается «лепъ».

 

Второй способ создания новых слов — к корню одного слова прибавляется окончание другого. Эти слова звучат своеобразно: пургинки, умность, пахнючий и т.д. Взрослые так не говорят. И все же если присмотреться внимательно, то именно от взрослых дети получают образцы создания таких словообразований, т.е. здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка», а «умностъ» по образцу слов «глупость», «робость» и пр.

 

Третий способ — одно слово составляется из двух. В таких словах, как «бананас», «огромадный», происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: банан — ананас, огромный — громадный и т.п. Эти слова строятся по тому же принципу, что и слова взрослых: самолет, ледокол и пр. Здесь тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит. 

 

изображение

 

 

Таким образом, словотворчество имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным — в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово построено и который может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

 

            Наиболее интенсивное словотворчество наблюдается у детей от 3,5-6 лет. После этого периода словотворчество детей начинает угасать. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Вовсе нет, просто к этому возрасту ребенок уже прочно усваивает те обороты речи, которые используют взрослые, тонко выделяет различные грамматические формы, свободно ориентируется в том, какую из них и когда нужно применять. К тому же у детей формируются самооценка и самоконтроль.

 

изображение

 

 

            К.И.Чуковский был абсолютно прав, когда утверждал: «Ребенок, который в своей жизни не создает таких замечательных речений, как «ползух», «тормозило», «кружинки», никогда не станет хозяином своего языка. Он болен, надо быть глухонемым, чтобы не чувствовать изящества и выразительности детских языковых находок».

 

 

 

 

"КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ?"

 

 Для родителей это тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, баба, дай. А на самом деле ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полу­торамесячного возраста, издавая все более сложные звуки и звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями: сначала гуление (протяжные звуки — «а-а-а»), затем гуканье («гу, ду»), потом лепет (слоги «та-та, да-да, баба»). Эти реакции являются своего рода игрой и именно поэтому доставляют ребенку удовольствие: он упорно, на протяжении многих минут может повторять один и тот же звук, тренируясь таким образом в их артикуляции.

 

Чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим, а главное — имел эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реакции становятся выразительными (с разными интонациями) и стойкими (на протяжении длительного времени).

 

Например, ребенок произносит звуки «агу-у», кто-то из близких повторяет их, малыш оживленно подхватывает и тоже повторяет эти звуки, радостно взвизгивая. Если взрослый при этом еще выражает интонацией и мимикой удовольствие, то успехи будут особенно значительными.

 

Предречевые реакции развиваются плохо, если ребенок не слышит себя и взрослых. Так, если в комнате звучит громкая музыка, шумят другие дети, переговариваются взрослые, ребенок быстро умолкает. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду родителям, постоянно включающим громко музыку, считающим, что они делают это не только для собственного удовольствия, но и для развития своего ребенка, для того, чтобы он привыкал к шуму и в дальнейшем не требовал для себя особых условий. Словом, чтобы не избаловать. Но это не баловство — это забота о правильном развитии малыша.

 

Для развития предречевых реакций важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо и артикуляцию говорящего. Иначе он не будет обращать внимание на произносимые перед ним звуки и не будет делать попыток подражать им.

 

Таким образом, сначала у малышей должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляционной мимикой, только тогда появляется способность к звукоподражанию.

 

В жизни, к сожалению, приходится часто наблюдать, что с маленькими детьми разговаривают на большом расстоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хорошо видно ребенку. «Агу-у, агу-у, Оленька», — говорит мама, а сама в это время смотрит телевизор. Поэтому 2-3 мин., полностью уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры на расстоянии, между делом, когда ребенок слышит голос взрослого, но не видит его лица. В таком случае для малыша это только шум.

 

Весьма существенны осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. Так, в пережевывании пищи участвуют те же мышцы, что и при артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получает протертую пищу, у него не тренируются соответствующие мышцы, задерживается развитие четкой артикуляции звуков.

 

 

Карта сайта Яндекс.Метрика