Организация образовательного процесса
в МДОБУ детском саду № 4 КВ
Проектирование образовательного процесса осуществляется в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями и предполагает:
· решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
· построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.
· комплексно-тематический подход в построении образовательного процесса с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей.
Принципы организации образовательного процесса соотносятся с ценностно-целевыми ориентирами, подходами в деятельности дошкольного образовательного учреждения:
1. Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника (ценность жизни и здоровья, здоровьесберегающие технологии).
2. Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (развивающий, личностный, деятельностный подход).
3. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка (индивидуальный, личностный, деятельностный подход)
4. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению (личностный подход, здоровьесберегающие технологии).
Планирование ежедневной организации образовательного процесса включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников и учитывает равнодолевое соотношение основных направлений развития ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
¾ совместная деятельность взрослого и ребенка, которая осуществляется в ходе режимных моментов (решение задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми) и организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, продуктивной и т.п.), а также создание условий для самостоятельной деятельности детей в группе;
¾ непосредственно-образовательная деятельность (не сопряжена с выполнением функций по уходу и присмотру за детьми).
Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп 10,5 часового пребывания детей в ДОУ).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
При планировании совместной деятельности педагога с детьми, для предупреждения заорганизованности образовательного процесса, учитывается ранее рассчитанный объем времени, включающий образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности и режимных моментов.
Структура образовательной деятельности ДОУ имеет следующий вид:
Организация непосредственно образовательной деятельности
в группах общеразвивающей направленности
/ в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010/
Виды организованной образовательной деятельности
|
Кол-во
|
||||
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет
|
|
Познание Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность |
- |
- |
- |
1
|
1
|
Формирование элементарных математических представлений |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
Формирование целостной картины мира
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Коммуникация
|
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
Чтение художественной литературы |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1
|
Художественное творчество Рисование |
1 |
1
|
1
|
2
|
2
|
Лепка |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5
|
Аппликация
|
- |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3
|
Музыка |
2 |
2 |
2 |
2 |
2
|
Общее количество |
10 |
10 |
10 |
13 |
14
|
Формы проведения занятий в ДОУ
№ |
Виды занятий |
Содержание заданий |
1 |
Комплексное занятие |
На одном занятии используются разные виды детской деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие |
2 |
Тематическое занятие |
Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным |
3 |
Экскурсия |
Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье, других объектов социальной инфраструктуры района |
4 |
Коллективное занятие |
Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое |
5 |
Занятие-труд |
Помощь дворнику в уборке участка, посадка лука, цветов |
6 |
Интегрированное занятие
|
Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. |
7 |
Занятие – творчество |
Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника» |
8 |
Занятие – посиделки |
Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности |
9 |
Занятие – сказка |
Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой |
10 |
Занятие – пресс-конференция журналистов |
Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим |
11 |
Занятие – путешествие |
Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети |
12 |
Занятие – эксперимент |
Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом |
13 |
Занятие – конкурс |
Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими |
14 |
Занятие – рисунки-сочинения |
Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам |
15 |
Занятие – беседа |
Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы |
16 |
Комбинированное занятие |
В процессе проведения занятия сочетается несколько видов детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.) |
Модель образовательного процесса на один день
Ранний возраст
Направления развития |
Образовательная область |
1-ая половина дня |
2-ая половина дня |
Физическое развитие |
Физическая культура
|
- Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты); - Гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта); - Закаливание (облегченная форма одежды, солнечные ванны в летнее время года, воздушные ванны); - Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию; - Прогулка (подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность) |
- Дневной сон с доступом свежего воздуха; - Гимнастика пробуждения; закаливание (ходьба босиком в спальне, игровой комплекс упражнений); - прогулка (индивидуальная работа); - подвижные игры; - самостоятельная двигательная деятельность
|
Здоровье
|
|||
Социально-личностное развитие |
Безопасность
|
- Утренний прием детей и оценка эмоционального настроения с последующей коррекцией плана работы - Элементы трудовых занятий (сбор листьев, уборка участка, игрушек) - Игры на развитие коммуникативных навыков |
- Сюжетные игры под руководством взрослого - Индивидуальное общение - Навыки самообслуживания
|
Социализация
|
|||
Труд
|
|||
Познавательно-речевое развитие |
Познание
|
- Организованные наблюдения (за городским транспортом, как убирают листья осенью, снег зимой, за явлениями природы и т.д.) - Экскурсии или прогулки на другой участок - Беседы или рассказы без показов - Дидактические игры (на речевое, сенсорное развитие)
|
- Показы – инсценировки - Занятия с книгами и серией картинок - Конструирование (мелкий и крупный конструктор) - Развитие мелкой моторики (шнуровки, вкладыши) - Игры с песком и водой |
Коммуникация
|
|||
Чтение художественной литературы |
|||
Художественно-эстетическое развитие |
Художественное творчество
|
- Изобразительная деятельность (лепка, рисование) |
- Творческая мастерская - самостоятельная изобразительная деятельность |
Музыка |
- Музыкальные занятия
|
- Музыкально-дидактические игры
|
Младший и средний дошкольный возраст
Направления развития |
Образовательная область |
1-ая половина дня |
2-ая половина дня |
Физическое развитие |
Физическая культура
|
- Прием детей на воздухе в теплое и сухое время года - Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты) - Гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта) - Закаливание (облегченная форма одежды, солнечные ванны в летнее время года, воздушные ванны) - Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию - Физкультминутки (на НОД познавательного и художественно-эстетического циклов) - Прогулка (подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность)
|
- Дневной сон с доступом свежего воздуха - Гимнастика пробуждения; закаливание (ходьба босиком в спальне, обширное умывание после сна) - Физкультурные досуги (игры и развлечения) - Прогулка (индивидуальная работа) - Подвижные игры - Индивидуальная работа над ОВД - Самостоятельная двигательная деятельность |
Здоровье
|
|||
Социально-личностное развитие |
Безопасность
|
- Утренний прием детей и оценка эмоционального настроения с последующей коррекцией плана работы - Формирование навыков культуры еды - Формирование навыков самообслуживания и предпосылок трудовой деятельности - Формирование навыков культуры общения и поведения, сюжетно-ролевые игры
|
- Трудовые поручения - Тематические досуги в игровой форме - Игры с ряжением - общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли) - ОБЖ — беседы и игровые ситуации - Сюжетно-ролевые игры |
Социализация
|
|||
Труд
|
|||
Познаватель-но-речевое развитие |
Познание
|
- Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла - Наблюдения в природе - Целевые прогулки и экскурсии на участке детского сада - Простейшее экспериментирование
|
- Индивидуальная работа по ЗКР - Развивающие, речевые игры - Деятельность в книжном центре - Конструирование - Игры с песком и водой |
Коммуникация
|
|||
Чтение художественной литературы |
|||
Художественно-эстетическое развитие |
Художественное творчество
|
- Непосредственно образовательная деятельность художественно-эстетического цикла - Эстетика быта - Деятельность в центре искусства
|
- Музыкальные досуги - Музыкально-дидактические игры - Элементы театрализованной деятельности - Совместная творческая деятельность старших и младших детей (дни рождения, совместные игры)
|
Музыка
|
Старший дошкольный возраст
Направления развития |
Образовательная область |
1-ая половина дня |
2-ая половина дня |
Физическое развитие |
Физическая культура
|
- Прием детей на воздухе - Утренняя гимнастика (оздоровительный бег, ритмика, ОРУ) - Гигиенические процедуры - Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию - Закаливание (облегченная форма одежды, солнечные ванны в солнечную погоду, обширное умывание, полоскание горла) - Физкультминутки (на НОД познавательного и художественно-эстетического циклов) - Прогулка (подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность) |
- Гимнастика пробуждения - Закаливание (ходьба босиком в спальне, контрастные воздушные ванны) - Физкультурные досуги, час двигательной активности (игры и развлечения) - Прогулка (индивидуальная работа) - Сон с доступом свежего воздуха (режим индивидуального пробуждения) - Элементы спортивных игр - Урок здоровья |
Здоровье
|
|||
Социально-личностное развитие |
Безопасность
|
- Утренний прием детей и оценка эмоционального настроения с последующей коррекцией плана работы - Формирование навыков культуры еды - Дежурство - Индивидуальные беседы социально-нравственного характера, ситуации общения - Психогимнастика, игры на коммуникативное, эмоциональное развитие
|
- Самообслуживание - Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе - Ручной труд - Ознакомление с трудом взрослых - Тематические досуги в игровой форме; - Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли) - Урок безопасности - Проектная деятельность - Сюжетно-ролевая игра |
Социализация
|
|||
Труд
|
|||
Познаватель-но-речевое развитие |
Познание
|
- Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла - Наблюдения - Целевые прогулки - Экскурсии - Экспериментирование - Беседы - Индивидуальная работа по ЗКР - Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, литературы познавательного характера |
- Индивидуальная работа - Развивающие и речевые игры - Посещение библиотеки - Конструирование из бумаги, природного и бросового материала, геометрических форм, фигур - Проектная деятельность - Чтение, заучивание |
Коммуникация
|
|||
Чтение художественной литературы |
|||
Художественно-эстетическое развитие |
Художественное творчество
|
- Непосредственно образовательная деятельность художественно-эстетического цикла - Эстетика быта - Посещение детских спектаклей - Деятельность в центре искусства (выставки, нетрадиционные изобразительные техники) |
- Самостоятельная творческая деятельность: а) изобразительная деятельность; б) театрализованная деятельность; в) творчество и игры - Досуги (музыкальные и театральные);
|
Музыка
|
